С чего может начинаться разработка стратегии: ➡️ С видения собственника ➡️ С анализа текущей ситуации бизнеса ➡️ Со стратегической сессии
Ниже приведены блоки базовой стратегической сессии без наполнения вопросами и методиками. Они подходят в случаях, если стратегические сессии давно не проводились или нужно сделать установочную стратессию, после которой начнется разработка стратегии и запуск проектов изменений.
Для каждой компании готовится свой сценарий стратсессии под ее конкретные цели и задачи. Поэтому и день проведения стоит больше, чем стандартный тренинг.
1️⃣ Оценка текущей позиции компании на рынке. Почему она именно такая? В идеале здесь делаем на 7-10 минут краткие итоги компании за прошлый год и обзорно за последние 5 лет, чтобы начать с единого информационного поля. Итоги компании в цифрах и фактах. Готовимся. Здесь же цели на текущий год, от которых будем дальше отталкиваться в п. 5-9
2️⃣ Оценка трендов и влияния изменений во внешней среде. Здесь возможность в целом поговорить о ситуации в привязке к блоку 1. Короткий блок, закладывающий основу для дальнейшей работы
3️⃣ Оценка конкурентной среды. На стратсессии нужно выслушать мнения всех участников и зафиксировать конкурентную позицию компании. Желательно подготовиться и ориентироваться не только на мнения внутри компании.
4️⃣ Оценка потребителей Не наводим ни на какие мысли, фиксируем и обсуждаем оценки и предложения. Не забываем, что потребители бывают В2В и бывают В2С, не говорят о других вариантах.
5️⃣ Ассортиментная стратегия Обсуждение и идеи, вытекающие в т.ч. из предыдущих блоков. Что оставляем, что убираем, что вводим. И почему мы это делаем. Детали позже
6️⃣ Стратегия продаж. Обсуждение и идеи, вытекающие в т.ч. из предыдущих блоков. Кому и где будем продавать, по каким ценам и через какие каналы.
7️⃣ Операционный и стратегический маркетинг Отталкиваемся от того, что маркетинг есть в том виде, какой сейчас. Снимаем запрос, чего не хватает и что нужно усилить. Оглядываемся на рынок и конкурентов - а что там они делают, а мы нет. А нам надо?
8️⃣ Стратегия на 5 лет (ну ок, на 3 в нынешних реалиях): черновая формулировка. На основе предыдущих блоков договариваемся о векторе развития
9️⃣ План на текущий год: черновой план действий. Черновая таблица, которую сведем, чтобы выделить основные действия (проекты), которые нужны для усиления позиций компании и развития
Также по итогам стратсессии, помимо таблицы: от меня общие выводы и рекомендации в виде протокола. Дополнительно – план дальнейшей совместной работы в формате сопровождения, разработка детальных планов.
Теперь, если вам нужна стратегическая сессия, вы знаете, как ее провести самостоятельно.